Белгород, ул. Щорса 1, (остановка 5 Августа)
 т: (4722) 54-11-54, 380-980, 500-676, 36-43-20
Email: kolibritur31@yandex.ru

Ярославская область на карте мира
GISMETEO: Погода по г.Гаврилов-Ям

Городок Гаврилов-Ям стоит в 15 км от «золотой» дороги из Ростова в Ярославль и даже периодически попадает в расширенные версии маршрута «Золотое кольцо России». Однако известным местом его никак не назовешь. Бывшая ямская слобода времен Ивана Грозного ныне существует как депрессивный райцентр, затерявшийся среди опустевших деревень, полей и лугов по берегам вьющейся по равнине Которосли. Время превращало Гаврилов-Ям то в обычное село, то в рабочий поселок при фабрике, в итоге за четыре века существования никаких ярких достопримечательностей здесь так и не скопилось.

Путешественников обычно интересует село Великое, что в 4 км от Гаврилов-Яма, и его Великосельский кремль. А городок идет как бы довеском, все равно по пути. Транзитному гостю Гаврилов-Ям представляется вполне типичным скоплением советских пятиэтажек и неизбежно милых, как и во всей Ярославской области, деревенских домиков с резными наличниками. Ценители увидят больше: во-первых, несколько памятников провинциального деревянного модерна, во-вторых, комплекс строений начала XX века, связанных с прядильно-ткацкой мануфактурой купца Локалова. Фабричные корпуса, общежития, богадельня для работниц (ставшая городским Домом культуры), административное здание (ныне — Дом детского творчества), Народный дом и старейший в области городской стадион, построенный местным спортивным клубом «Чайка» при поддержке владельцев мануфактуры в 1912 году. Все это подлинная часть истории города, к которой прилагаются колоритные рассказы старожилов — например, что до революции в клубе «Чайка» играли в футбол даже несколько англичан.

Некогда градообразующее предприятие, Локаловская прядильно-ткацкая мануфактура была оборудована владельцами по последнему слову техники и производила первоклассные льняные изделия. Даже побывавший здесь в 1919 году товарищ Луначарский отметил, что рабочий класс получил ее от хозяев-эксплуататоров в образцовом состоянии. Сегодня, как можно догадаться, фабрика стоит без дела. Последняя надежда для Гаврилов-Яма промелькнула, когда льнокомбинат приобрел Олег Дерипаска. К тому времени олигарх уже купил знаменитую московскую «Трехгорку», чтобы развернуть на ее месте строительства элитного жилья в двух шагах от Белого дома, а производство тканей обещал перевести как раз в Гаврилов-Ям. Но Трехгорка закрылась, а Гаврилов-Ямский комбинат так и не заработал. Поэтому знаменитого местного льна, навеки запечатленного на городском гербе вместе с дугой от ямщицкой тройки, здесь уже не купить.

Справиться с нахлынувшей грустью поможет осмотр не столь значительных, зато совершенно аутентичных местных достопримечательностей. К ним относятся самолет МиГ-23, стоящий на постаменте у входа на машиностроительный завод «Агат», причудливый ржавый механизм с большими зубчатыми колесами для спуска воды на пруде, а также городская скульптура советского времени. Брутальный «Пловец» на лугу у речки Бечевки и «Пионеры» у входа в парк «Текстильщик» — как водится, обе композиции выкрашены кладбищенской серебрянкой и лишены рук.

И наконец городской «джокер»: Музей ямщика Гаврилы. Гаврилов-Ям — ямщик Гаврила, все логично. Создание этого персонажа, претендующего на звание городского бренда, — плод прогрессивного стремления Гаврилов-Яма к развитию туризма. Для этих целей одно из хозяйственных строений купца Локалова — ледник — обшили досками, при участии финского художника стилизовали под ямской экипаж, а внутри развесили всякую конскую и домашнюю утварь доавтомобильного периода. Вышло нехитро, но вполне душевно.

Еще один музейчик в городе — частный «Музей быта Марьюшка», посвященный промыслам, льну и семейным историям. Для поклонников вдумчивого краеведения есть классический краеведческий музей при городской библиотеке — там и неизбежные чучела местных зверей, и история городских предприятий, и любопытная экспозиция о частном быте советской эпохи.

ИСТОРИЯ

Первое упоминание о Гавриловской ямской слободе содержится в жалованной грамоте Ивана Грозного 1580 года, запрещающей тамошнему сборщику Третьяку Окорокову набирать людей из сел, приписанных к соседнему Шепецкому яму — нынешней Шопше. Поселение ямщиков, обслуживавших важную для государства Большую Костромскую дорогу, было освобождено от многих налогов и повинностей, почему и называлось слободой. Впрочем, в 1630-х годах Костромская дорога уже проходила по современному маршруту к Ярославлю и дальше вдоль Волги, а оставшийся в стороне Гаврилов-Ям из слободы превратился в обычное небольшое село с деревянной церковью Николы, двором вотчинника и четырнадцатью крестьянскими избами. Вотчина на реке Которосли и речках Поймалке и Бечевке принадлежала тогда князю Андрею Гагарину. За Гагариными вся округа оставалась и в дальнейшем.

В 1798 году Никольский храм был отстроен в камне. Впрочем, сейчас от здания конца XVIII века остался только остов. Обширную трапезную с главками по углам пристроили уже в конце XIX столетия, а странное завершение стен без декора и свод с куполом — результат немудрящей «реставрации» нынешним приходом.

Алексей Локалов, основатель знаменитой льняной мануфактуры, по рождению был крепостным крестьянином из села Великое. Но сумел разбогатеть, выкупился, в 1872 году приобрел у местных крестьян землю под строительство предприятия и… Далее следует обычная история дореволюционного успеха: медали на всероссийских выставках, использование суперсовременного оборудования под контролем английских специалистов, производство полотна по огромным казенным заказам, стремительный рост производства, строительство особняка в родном селе Великое по проекту Федора Шехтеля и широкая благотворительность. В 1913 году в капитал созданного акционерного общества вошли братья Рябушинские, а управлением занимался из Москвы сам Сергей Третьяков вместе с Осипом Дэвисоном, строившим фабрику при Локаловых. Все это великолепие завершилось национализацией в 1918 году и переименованием в «Зарю социализма».

В 1922 году Гаврилов-Ямский посад стал поселком городского типа, а в 1938 году приобрел статус города.