Белгород, ул. Щорса 1, (остановка 5 Августа)
 т: (4722) 54-11-54, 380-980, 500-676, 36-43-20
Email: kolibritur31@yandex.ru

Ивановская область на карте мира
GISMETEO: Погода по г.Кинешма

Уже по названию от Кинешмы ожидаешь чего-то такого старинного, кружевного, мягкого, купеческого, кустодиевского. Даже если понятия не имеешь, что слава Кустодиева как раз и началась с картины «Ярмарка», написанной в Кинешме. Столетие спустя городской пейзаж, конечно, изменился, но не настолько, чтобы не узнать силуэты церквей и бывшую Базарную площадь. Обаяние живописной и вполне живой поволжской старины очаровывает здесь практически всех — Кинешма не обманывает ожиданий, при этом не похожа на раскрашенный туристический лубок. Приятный городок, «тихая гавань». Вроде бы именно так название переводится с языка народности меря.

История Кинешмы длинная и героическая, однако славу ее сделали купцы. Торговая, то есть Базарная площадь (ныне площадь Революции) и прилегающие к ней улицы — Соборная, Московская, Песочная, Широкая, Никольская, Жуковская и Селивановская — во все времена были самым оживленным кварталом. Из исторических домов на площади сохранились лишь два корпуса торговых рядов: Красный, возведенный в 1911 году на средства городского общества, и мануфактурный Белый, построенный в последней трети XIX века кинешемскими купцами на паях. Это время, рубеж XIX-XX столетий — эпоха расцвета города, определившая его облик. Деревянные особнячки, краснокирпичные фабричные корпуса, белокаменные церкви, много зелени, великолепный бульвар вдоль Волги — все как в пьесах Островского, который двенадцать лет был почетным мировым судьей Кинешемского уезда, жил поблизости и знал город как родной. Кинешма законно — правда, вместе с добрым десятком других волжских городов — претендует на почетное звание прототипа Калинова из «Грозы». Кинешемский драматический театр, как Малый в Москве, имеет все основания называться «домом Островского»: его пьесы идут здесь уже более ста лет. Правда, новое здание театра из общего стиля патриархальной провинции выбивается: позднесоветская конструкция без единой завитушки на фасаде.

Но, если считать хронологически, живописатель купеческого быта должен уступить место главного городского героя другому историческому персонажу. Воевода Федор Боборыкин в 1609 году собрал в Кинешме первое народное ополчение, выступил против поляков и погиб в бою, так что дело Минина и Пожарского началось в Кинешме.

К 400-летию освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в городе, как водится, решили увековечили память именитого земляка — поставили ему конный памятник на бывшей Базарной площади. Трудно сказать, по какому принципу скульптор воссоздавал облик легендарного воеводы, но лицо кинешемского бронзового всадника странным образом напоминает того же Александра Николаевича.

Расстояния в Кинешме небольшие, так что все достопримечательности находятся рядом. От воеводы Боборыкина, мимо старейшего городского кинотеатра «Пассаж», верхних террас Белых и Красных торговых рядов можно пройти к Троицко-Успенскому кафедральному собору. Это самая величественная городская церковь с 63-метровой колокольней-звонницей, доминанта кинешемского пейзажа. С западной стороны Троицкого собора открывается великолепный вид на Волжский бульвар.

Ухоженный бульвар, протянувшийся над набережной вдоль левого берега Волги — фасад Кинешмы, и более чем достойный. На нем или недалеко от него — как уже сказано, в Кинешме все «недалеко» — сосредоточились основные архитектурные и просто памятники. Кроме Троицкого собора, будет и Ленин (жители Кинешмы подчеркивают, что это авторский памятник, а не стандартная отливка, хотя принципиальной разницы не заметно), и А.Н.Островский чуть поодаль, около своего театра, и мальчик с золотой рыбкой в центре фонтана. Фонтан, говорят, был воссоздан в 1950-х по дореволюционному образцу, однако вид у мальчика в трусах на резинке очень уж советский.

В самом начале набережной стоит интересная дореволюционная постройка — здание бывшей чайной общества «Трезвость». По уставу общества (обычно они организовывались при храмах) в чайной предлагали «откушать чаю с бутербродами, конфетами и свежим вареньем», а заодно, уже вне всякого устава, хранили нелегальную большевистскую литературу. Сегодня это гостиница-ресторан, и на трезвости здесь не настаивают. Возможно, к лучшему: патриархальная жизнь купеческого города закончилась как раз в трезвой чайной — собрались и провозгласили советскую власть.

ВАЖНО

Заведений общепита разного рода в Кинешме по провинциальным меркам много — около двадцати. Однако к выбору места все-таки надо подходить с большой осторожностью, чтобы ужин не обернулся кишечной инфекцией. Советуем заранее поискать в сети отзывы посетителей, изучить меню, а также даты последних проверок санитарных служб.

МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

С историей города туристы знакомятся в Кинешемском художественно-историческом музее, а с гастрономическими волжскими изысками — на рыбном рынке рядом с Речным вокзалом. Если вы путешествуете на автомобиле, купленную рыбёшку надо как можно тщательнее запаковать: никакими освежителями воздуха такие ароматы не убиваются.

В Кинешме есть Музей валенок, опять же неподалеку от главной Базарной площади Революции. Даже тому, кто уже пресытился валенками в аналогичном музее Мышкина, можно будет посмотреть на сам процесс их валяния. Помимо процесса, здесь показывают валенки-рекордсмены: самый маленький размером меньше десятикопеечной монеты и самый большой — до потолка.

События и праздники

Начиная с 2002 года в городе проводится региональная торгово-промышленная ярмарка, которая становится кульминацией празднования Дня города (последняя суббота июня). На ярмарку привозят свои работы мастера резьбы и росписи по дереву, вышивки и лоскутной техники, лозоплетения и бисероплетения, иконописи, керамики, сапоговаляния.

Ценителей вокального искусства город ждет осенью — на Всероссийский фестиваль «Романса голос осенний» и молодежный фестиваль духовно патриотической песни «Кинешемский Благовестъ».

Что привезти из Кинешмы

Рыбу, сувениры из Музея валенка. В Художественном салоне на улице Советской продают картины кинешемских художников и произведения народных промыслов. В частной Галерее художника Евгения Трофимова можно заказать собственный портрет или оригинальный коллаж, на котором вашу фотографию разместят на фоне местных достопримечательностей.

ИСТОРИЯ

История Кинешмы начинается с поселения в Верхневолжье финно-угорского племени меря. От мерян осталось и название — Кинешма, то есть «темная, глубокая вода» или «тихая, удобная гавань». Первое письменное упоминание о городе относится к 1504 году, когда царь Иван III передал Кинешму в удел Федору Больскому. Значит, образовался город еще раньше.

В XVI столетии Кинешма была и государевой вотчиной, и частным владением. Следующее XVII столетие — Смутное время, эпоха военная и героическая. Кинешма осталась, как говорится, на стороне законного правительства Василия Шуйского, когда почти все верхневолжские города — Юрьевец, Галич, Кострома — покорились Лжедмитрию II. Был взят Ярославль, подчинился Владимир, потом Шуя, Балахна, Лух и Муром. Кинешемский воевода Федор Боборыкин и собранное им ополчение выступили против интервентов. Конкретно — против польского отряда пана Лисовского.

В 1909 году, к юбилею, кинешемский священник Иоанн Альтовский написал исторический очерк «Кинешма в Смутное время и геройский подвиг ея 26 мая 1609 года». В его изложении события выглядят так: «На торговой посадской площади произошла последняя ожесточенная битва последних сил собравшегося ополчения с неприятелем. Несмотря на всю отчаянную храбрость ополчения, бой был неравен; враг был сильнее, и ополчение здесь было окончательно истреблено. Неприятель ворвался в город. Здесь, в соборном храме, как на месте последней защиты и убежища, заперлись многие из горожан, решивши скорее принять венец мученический, чем сдаться рассвирепевшему и беспощадному врагу. Не имея, очевидно, возможности проникнуть внутрь храма, «поганые» сожгли его со всеми, кто находился в нем».

Не смотря на поражение русских и гибель самого воеводы, в Кинешме марш пана Лисовского прервался. Правда, судя по хронике, этот марш «прерывался» регулярно во всех городах, которые поляки сжигали. Тем не менее, события в Кинешме, несомненно, повлияли на дальнейшие события, когда было собрано уже всенародное ополчение Козьмы Минина и князя Пожарского. В Кинешме с тех времен ежегодно 8 июня — в день поминовения павших горожан — совершался крестный ход от Троицко-Успенского кафедрального собора к Крестовоздвиженской часовне. Ее поставили в самом центре города на братской могиле воинов-ополченцев 1609 года. На месте тех братских могил в были построены две каменные часовни, и обе сохранились до наших дней.

В 1612 году народное ополчение Минина и Пожарского проходило через Кинешму. Многие горожане вступили в его ряды и «помогли казной».

XVIII век был уже мирным, производственным и торговым. В Кинешме начали ткать полотно из местного сырья, и настолько успешно, что продавали его за границу. «Два свертка полотна, изъявляющие, что сей город оными проводит знатный торг» попали на городской герб, дарованный Кинешме указом сената 29 мая 1779 года. Кроме того, дважды в год в Кинешме открывались знаменитые по всец Волге ярмарки: Тихоновская в Тихонов день (16 июня по ст.ст.) и Крестовоздвиженская (14 сентября по ст.ст.). Вторая ярмарка была самой длилась две недели, до октября.

К середине XIX века специализация сменилась: от полотняных заводов перешли к хлопчатобумажной, химической, мукомольной и деревообрабатывающей промышленности. В городе открылись новые предприятия, принадлежавшие фабрикантам Коноваловым, Миндовским, Разореновым, Севрюговым, Аненковым и другим. На «темное царство», если вспомнить Островского, город походил мало — прогресс сюда доходил быстро. Земство считалось почт образцовым, в конце XIX века в Кинешме появилось телефонное сообщение, прямая железнодорожная связь с Москвой и железная дорога Кинешма — Иваново-Вознесенск.

С 1936 года Кинешма вошла в состав Ивановской области.