Белгород, ул. Щорса 1, (остановка 5 Августа)
 т: (4722) 54-11-54, 380-980, 500-676, 36-43-20
Email: kolibritur31@yandex.ru

Калужская область на карте мира
GISMETEO: Погода по г.Боровск

Боровск — город древний, но совершенно не туристический. А жаль. Все предпосылки для превращения Боровска в «жемчужинку» имеются. Во-первых, близость к столице (всего 80 км) и раскрученному парку «Этномир» (всего 7 км). Во-вторых — город, что называется, «атмосферный». Маленький, вокруг холмы и густые леса (потому и Боровск), неширокая река Протва. Вроде обычная русская глухомань; но если копнуть поглубже — место таинственное. Чтобы найти разгадку, придется копнуть еще глубже.

Картинки из школьного учебника истории в Боровске оказываются частью городской истории и повседневной жизни. Вот, скажем, жуткий лик боярыни Морозовой с картины Сурикова, многим школьникам снившийся в кошмарах. Толпа, сани, закованная в цепи изможденная женщина в черной шубе поднимает вверх руку с двуперстием. Можно считать, что эти сани едут в Боровск. Именно здесь закончился путь бывшей «верховной боярыни», мученицы за «старую веру», заморенной голодом в земляной яме вместе с сестрой, княгиней Урусовой. А в Пафнутьев-Боровском монастыре одно время держали духовного отца Морозовой, неистового протопопа Аввакума.

Их духовный подвиг так впечатлил жителей города, что Боровск стал одним из крупных центров старообрядчества еще в XVII веке и остается таковым по сей день. Совсем недавно, в начале XXI века, над предполагаемым местом захоронения боярыни возвели памятную часовню. Сейчас в Боровске действуют два старообрядческих храма.

Остальные городские церкви потихоньку реставрируются, а паломники по-прежнему едут в Пафнутьев монастырь, но уже к популярному ныне прозорливцу отцу Власию.

Могила боярыни Морозовой соседствует здесь с монументом Циолковскому: Боровск — родина философии русского космизма. Кроме памяти о Циолковском, других признаков космической эры в городе нет. Почти отсутствует новая застройка, дома по большей части двухэтажные старорежимные, разной степени сохранности. Вид некоторых живо напоминает о том, что Боровск захватывали и разоряли во всех российских войнах — от Смутного времени до Великой Отечественной.

Железная дорога обошла город стороной, Киевское шоссе тоже прошло мимо, и даже старый Боровский тракт теперь заканчивается в подмосковной Апрелевке. В Боровске жили богатые купцы-староверы, но никогда не было крупных производств, а революционный прогресс выразился лишь в закрытии церквей и переименовании улиц. Их названия (Коммунистическая, Урицкого, Энгельса, Красноармейская, Советская, Колхозная) да памятник Ленину на главной площади (конечно же, Ленина) перед старинными торговыми рядами — вот и все, что изменилось в семисотлетнем городе за последний век.

Тихий консерватизм вышел Боровску боком. В советском ужастике «Тучи над Борском» город под прозрачным псевдонимом стал средоточием «религиозного дурмана», где одержимые сектанты распинают комсомолку. Неудивительно — черные купола Покровского собора, легенды о фанатиках-раскольниках и само название, дремучее и темное, сделали «кастинг» идеальным.

Из общего «готического» стиля выбивается новейшая городская достопримечательность. Местный энтузиаст Владимир Овчинников по собственному почину разрисовал стены смиренных боровских домов удивительным лубком. Тут и персонажи городской истории, и знаменитости, и просто люди — витязи, монахи, наполеоновские солдаты, пожарные, старики, дети, девушки. 12 тысяч жителей Боровска неоднозначно относятся к этим шедеврам наивного искусства, но туристы рады. В конце концов, гигантские ромашки с пожеланием «красивого поворота» смягчают впечатление от разбитых дорог и суровой городской истории.

МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Летом для купания в Протве открывается песчаный пляж неподалеку от Пафнутьева монастыря. На территории города купаться опасно, как и ходить зимой по льду реки.

В Боровске всего две гостиницы. Перед поездкой обязательно уточните наличие мест. В крайнем случае, остановиться можно в соседнем Балабанове.

В местных магазинах продаются замечательные боровские пряники, которые выпекают на улице Ленина. Раньше на этой благоухающей выпечкой улице был и магазин при фабрике, однако, в отличие от пряников, боровский хлеб был, по признанию самих жителей, несъедобен. Магазин закрыли. Но вкусные булки и хлеб, тем не менее, в Боровске есть: их продают в пекарне при Пафнутьевом монастыре.

Дороги, увы, плохие. Особенно в пригородных селах, которые фактически можно считать частью Боровска.

ИСТОРИЯ

Точная дата основания Боровска неизвестна. Есть версия, что город основан в XIII веке: в 1240-х годах татары прислали сюда для сбора дани деда будущего преподобного Пафнутия, основателя Свято-Пафнутьева монастыря. После смерти Батыя этот представитель татаро-монгольских оккупантов принял христианскую веру и поселился в трех верстах от Боровска, в селе Кудинове.

Первые письменные сведения о Боровске относятся к XIV веку. В 1358 году город упоминается в духовной грамоте Ивана II Красного среди прочих владений Московского княжества. Сын Ивана Красного Дмитрий Донской отдал Боровск в удел двоюродному брату — серпуховскому князю Владимиру (Храброму). С этого времени князь Владимир и его потомки стали именоваться князьями Серпуховскими и Боровскими.

В 1480 году Иван III готовился в Боровске к битве с ордынцами. В XV и XVI веках город был важным оборонительным пунктом на юго-восточной границе Московского княжества. Три столетия его защищала деревянная крепость, построенная в XIV веке. Полностью крепость пала лишь в середине XVII века. Но и в 1610 году, когда к Боровску подошли поляки под предводительством Лжедмитрия II, она была уже настолько ветхой, что не могла стать надежной защитой для боровчан. Князь Михаил Волконский, посланный Шуйским защищать город, укрылся с гарнизоном стрельцов в Пафнутьевом монастыре. После десятидневной осады монастырь пал, был разорен и сожжен.

В XVII веке город становится ареной трагических событий раскола русской церкви. Сюда ссылают противников реформ патриарха Никона — прежде всего, протопопа Аввакума, дважды «отсидевшего» в Пафнутьевом монастыре. Боярыня Морозова, ее сестра княгиня Урусова и несколько их сподвижниц тоже были отправлены в Боровск — сначала в острог, а затем в земляную яму, где умерли от голода в 1675 году.

В 1776 году по указу императрицы Екатерины II Боровск вошел в состав Калужского наместничества, где благополучно развивался как торговый город, второй по численности населения после Калуги. Несмотря на гонения, он оставался одним из центров старообрядчества, а из староверов вышли самые богатые российские купцы — и Морозовы, и Щукины, и Рябушинские. Две последние династии родом из Боровска.

Экономический рост прервала война 1812 года. Наполеоновская армия дважды проходила через Боровск. До наших дней сохранился дом, в котором Бонапарт останавливался на обратном пути из сожженной Москвы. Если во время наступления французов город пострадал не сильно, то отступление принесло пожары и разрушения.

В конце XIX века последовал новый удар по экономике — строящаяся железная дорога обошла город стороной. Местным купцам предлагали вложиться в строительство ветки, отходящей от основной линии, но на это не хватило денег.

Вторая половина XIX века в истории Боровска отмечена именами философа-космиста Николая Федорова и Константина Циолковского. Федоров жил в городе в 1860-е годы, преподавал в уездном училище историю и географию. Циолковский через два десятилетия служил там же учителем арифметики и геометрии. Сейчас в доме, где жил Циолковский, открыт музей, а улица названа его именем. Заслуживает внимания боровский памятник Циолковскому: уменьшенная копия московского монумента «Покорителям космоса», рядом с которой сидит основоположник космической теории в валенках.

Крупных промышленных предприятий в городе никогда не было. Самое первое и самое известное производство — ткацкая фабрика купца Полежаева, открытая в 1887 году. Она работала и в советское время. Несколько лет назад боровский художник Овчинников изобразил все семейство Полежаевых на одной из фабричных стен. Местные жители, правда, к такой инициативе относятся прохладно.

Боровск сильно пострадал во время Великой Отечественной войны: зимой 1941-1942 гг. здесь стояли немцы. Город подвергся сильным разрушениям, пострадал и Пафнутьев монастырь: в нем стояли немецкие части.

После войны Боровск восстановили, но экономическим центром он так и не стал. В наши дни в окрестностях построено несколько небольших заводов, но жители продолжают ездить на заработки в Москву. Начиная с 2000-х годов в городе возрождаются храмы.

Легенды

Считается, что боярыню Морозову и княгиню Урусову похоронили в одной могиле. В 1682 году их братья Соковнины положили на могилу белокаменную надгробную плиту. Для старообрядцев это захоронение стало важным духовным символом, а Боровск превратился в неофициальный центр староверчества. Пересчитали старообрядцев только в 1905 году, после дарования свободы вероисповедания в начале XX века они составляли 70 процентов городского населения.

Тогда же, в 1905 году, на могиле мучениц раскола собирались поставить часовню. Но планам не суждено было сбыться — сначала Первая Мировая война, потом Октябрьская революция. А уже в советское время на месте предполагаемой могилы выстроили административное здание. До сих пор неизвестно, была ли произведена эксгумация останков Морозовой и Урусовой или они остались на прежнем месте. Часовню-памятник построили только через сто лет, в начале уже нашего века.

В 2000 году Боровску был присвоен статус исторического города России.