Белгород, ул. Щорса 1, (остановка 5 Августа)
т: (4722) 54-11-54, 380-980, 500-676, 36-43-20
Email: kolibritur31@yandex.ru
Сызрань самим названием вдохновляет сочинителей анекдотов почти так же, как легендарный Урюпинск. Только последний олицетворяет мирную глушь, а Сызрань звучит по-боевому: «Тактическая ракета «Сызрань» превращает любой город мира в Сызрань». Сызранцы на подобные шутки справедливо обижаются и отвечают главным городским слоганом: «Сызрань — петровский город с кремлем». А внимательных гостей ждут приятные сюрпризы.
Город действительно «петровский» — крепость на Волге была основана воеводой Григорием Козловским по одному из самых ранних указов Петра Алексеевича, пока еще не императора, аж в 1683 году. Белая башня кремля остается главным архитектурным символом Сызрани. Когда-то башен было пять — четыре деревянных и двадцатисемиметровая каменная, эта самая Спасская, которая сначала была воротной, а потом превратилась в звонницу Христорождественского собора, тоже сохранившегося. Исторической ценности прибавляет тот факт, что Сызранский кремль, пусть и сокращенный временем до двух строений, это единственный кремль на волжских берегах в промежутке от Казани до Астрахани.
На кремлевском холме сегодня находится главная городская площадь. Отсюда открывается прекрасный вид на Волгу и впадающую в нее реку Сызранку. Там же, у кремля — мемориал погибшим в Великой Отечественной войне, цветники и березовая роща. Площадь и башня — обязательный пункт программы у туристов и городских свадеб. Те и другие при этом обычно начисто игнорируют Христорождественскую церковь, хотя этот невзрачный храм 1717 года постройки — один из старейших в Самарской области. Общую панораму кремлевского холма портят довольно близко подступившие типовые дома брежневского времени, с краю внедряющиеся в панораму и уныло контрастирующие с башней кремля или Казанским кафедральным собором в десяти минутах ходьбы от него.
За воротами Спасской башни начинается главная улица Сызрани, которая заставляет забыть дурацкие шутки на тему сызранской глуши. Два кремлевских здания, при всей их историчности, вряд ли могут поразить воображение, а вот застройка Советской (бывшей Большой) улицы — еще как. Она доказывает, что захолустьем Сызрань никак не была. В XIX веке она вышла на четвертое место в России по переработке зерна, стала важным торговым и транспортным узлом, в общем — процветающим купеческим городом. Купцы, как известно, любили повыпендриваться друг перед другом и денег на модные затеи не жалели. Собственно, купеческой широте мы обязаны большинством шедевров русского модерна, и Сызрань здесь не исключение. К тому же, в Сызрани, как и в Москве, в 1906 году случился свой большой пожар, и он тоже способствовал «премного к украшенью»: к уцелевшим каменным особнякам прибавились новые, Большая улица запестрела модерном и эклектикой. Среди множества нарядных домов с увлекательными деталями — гостиный двор Леднева, дом братьев Волгушевых, дом Сыромятниковых, торговый дом купчихи Пермяковой и т.д. — выделяется усадьба купца Стерлядкина (Советская, 66). Это настолько блестящий пример практически столичного модерна, что некоторые историки и краеведы упорно приписывают его Федору Шехтелю (исследователи творчества Шехтеля версию опровергли, не отказывая дому в самостоятельной ценности. Кстати, как ни странно, авторы почти всех сызранских купеческих особняков неизвестны). Это выдающееся здание можно считать вторым после Спасской башни архитектурным символом Сызрани. Ныне в особняке располагается ЗАГС, и вывеска с купидончиками сомнительно украсила самый «модерновый» фрагмент фасада — балкон в форме ракушки, который поддерживают две лепные гибкие юношеские фигуры, мало похожие на атлантов.
Если свернуть с Советской и немного углубиться в город, обнаруживается, что сызранские дома богаты деревянной резьбой. Не так, как в Томске или Городце, но резные фасады настолько разнообразны, что выделить единый стиль или школу практически невозможно. Этому тоже способствовал пожар 1906 года: отстраивать Сызрань стекались мастера из разных городов России, и каждый работал в привычной ему манере. Местные смотрели и перенимали. Один из ярких примеров деревянной архитектуры — дом купца Чернухина (1907-1910 гг.) на улице Свердлова, бывшей Посадской, памятник федерального значения. В нем помещается выставочный зал краеведческого музея, где можно заодно купить сувениры.
Железнодорожный вокзал в Сызрани тоже столичного уровня. Ему почти полтора века, он очень внушителен и недавно отреставрирован. Внутри даже организован маленький музей: фотографии и подлинные вещи, детали старинного интерьера. Перед вокзалом стоит таинственный памятник: две статуи в лучших традициях соцреализма — молодой человек показывает девушке город. Таинственный он хотя бы потому, что на постаменте нет никаких надписей, и никто из сызранцев толком не знает, кто и кем здесь изображен. Тем не менее, скульптура очень симпатичная, особенно если увидеть на той же Советской творение нового времени — памятник сызранскому помидору.
Точнее, помидоре. В Сызрани свой главный овощ причисляют к женскому роду. Это очередной символ города, самый вкусный. Благодаря мягкому климату и плодородной почве здешние садоводы собирают огромные урожаи томатов, крупных и мясистых. Ежегодный фестиваль «Сызранский помидор» похож на карнавал: все наряжаются в красное, продают самые фантастические помидорные блюда, от тортов до фирменной настойки «Помидоровка», заодно выбирают самую красивую помидорную принцессу. Помидоры выращивают в старейшем районе города, когда-то носившем банальное название Преображенская слобода. Ныне район называется более элегантно — Засызран, Нижний и Верхний. Это историческая часть города за речкой Сызранкой, на другом берегу от кремлевского холма. В Засызране почти нет общественного транспорта, зато дорогие частные дома и самые ухоженные огороды.
ВАЖНО
Местные жители предостерегают гостей города от прогулок по вечерам. По праздникам местные гопники ведут себя агрессивно. Сызранцы, недовольно качая головами, показывают на вырванные из асфальта бетонные основания лавочек и урны.
МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Не помидором единым жива Сызрань. Более древний городской бренд, если это слово уместно, — иконопись. Город был одним из центров поволжского старообрядчества, и сызранский стиль письма считается типичным для старообрядческих икон: восходящий к старым греческим иконам, мистический и тонкий. Увидеть его образцы можно в Музее сызранской иконописной школы по адресу Советская, 9. Там же работает мастерская, где можно заказать икону.
Под Сызранью, в селе Кашпир (административно территория села входит в состав города, но фактически это 20 км от города) находится почитаемый православными источник Феодоровской иконы Божьей Матери. Он относится к подворью Сызранского Вознесенского мужского монастыря, но может заинтересовать и далеких от православия людей: берег и простор Волги, очень живописное место, хотя все немногочисленные строения и часовенки — незамысловатый новодел. По церковному преданию, над источником в 1713 году пастухи чудесным образом нашли список Феодоровской иконы Богоматери. Эта икона считается главной православной реликвией Сызрани и хранится в Казанском кафедральном соборе.
События и праздники
Август — международный фестиваль духовых оркестров «Серебряные трубы Поволжья».
Сентябрь — фестиваль «Сызранский помидор».
Белгород, ул. Щорса 1
(4722) 54-11-54
(4722) 380-980
(4722) 500-676
(4722) 36-43-20
kolibritur31@yandex.ru