Белгород, ул. Щорса 1, (остановка 5 Августа)
т: (4722) 54-11-54, 380-980, 500-676, 36-43-20
Email: kolibritur31@yandex.ru
Медвежьегорск — город маленький и вполне уютный. В отличие от большинства карельских городов, ландшафт здесь не плоский как стол, а сбегающий с холмов к Онежскому озеру. Набережной там нет, но если выбраться на берег — красота гарантирована.
Когда-то поселок назывался Медвежья Гора (по-карельски — Karhumägi). Стоял себе тихо на берегу озера, пока не стал административным центром строительства Беломорканала — в 1930-е годы эта печально знаменитая стройка дала жизнь многим городам от Белого моря до Онежского озера. В 1938 году статус поселка повысился до города, и Медвежья Гора превратилась в солидный Медвежьегорск.
Количество скульптур титульного зверя в городе зашкаливает: медведи бронзовые, мраморные, гипсовые. Есть и скульптурные композиции а-ля «Утро в сосновом бору», и мишки на севере — с рыбой, с хлебом-солью.
Места здесь живописные, фактурные. Именно поэтому сонный Медвежьегорск стал кинематографической столицей Карелии: здесь снимали фильмы «Четвёртая высота», «И на камнях растут деревья», «Платина 2», «Охота на пиранью»… Больше всего местные жители гордятся тем, что в 1984 году Владимир Меньшов выбрал их город для съемок фильма «Любовь и голуби».
С тех пор многое изменилось. Дом с маленьким двориком по адресу ул. Нижняя, 12 на окраине Медвежьегорска, где съемочная группа Меньшова гоняла голубей — не сохранился. Был пожар, потом новый хозяин «историческое» строение разобрал. Сейчас на этом месте стоит новый дом, где живет молодая семья.
Сегодня Медвежьегорск делает робкие попытки стать горнолыжным курортом. Подъемники пока далеки от совершенства (надо цепляться за промасленный крюк — и страшно, и пачкотно), да и гор маловато. Зато много снега — можно кататься даже апреле.
В годы Великой Отечественной финны, которые оккупировали город, выдолбили в окрестных горах сеть пещер и лабиринтов. Теперь по этим оборонным укреплениям проходит лучший медвежьегорский экскурсионный тур. Масштабы катакомб просто фантастические; правда, часть используется под склады, часть недоступна — ради безопасности самих туристов. В одной из пещер несколько лет подряд проходили рок-фестивали, потом — дискотеки.
Летом реконструкторы и любители военной истории проводят в окрестностях Медвежьегорска бои с переодеваниями.
А туристы, которые регулярно ездят в Карелию или забрасываются на Соловки через Кемь, отлично знают «Медвежку», хотя ни разу не заходили дальше платформы. Дело в том, что это единственная станция, на которой продают вкуснейшие пироги с клюквой, черникой и брусникой, пирожки с рыбой (рыбники) и просто копченую рыбу. Ни до, ни после Медгоры на ветке Москва-Мурманск такого счастья нет.
МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Железнодорожная станция Медвежьегорска сохранила старое название Медвежья Гора. Так что, если едете на поезде — берите билет до Медгоры.
Лучше всего приезжать в Медвежьегорск на своем автомобиле. Места вокруг красивые, есть на что посмотреть. А вот общественный транспорт не отличается ни регулярностью, ни комфортностью.
В городе есть несколько кафе, вполне приличное — «Пингвин» (ул. Горького, 23).
Об экскурсиях по Медвежьегорску и за городом можно договориться в городском краеведческом музее (ул. Дзержинского, 22).
В пяти километрах от загородного клуба «Малая Медвежка» оборудован горнолыжный склон. Две трассы длиной 350-400 метров со значительным уклоном и одна 400-метровая пологая трасса для обучающихся катанию взрослых и детей. Сноубордистов и фрирайдеров ждут не тронутые ратраком целинные склоны. Есть трасса для скоростного спуска с перепадами и трамплинами. Склон оборудован подъемниками. Помимо горнолыжных трасс, имеются равнинные лыжни различной протяженности (от 2-х до 5-ти километров). Для детишек построена специальная горка «Карапуз». В перечень предоставляемых услуг входит и катание на тюбингах.
Достопримечательности
Краеведческий музей Медвежьегорска, оборонные сооружения вокруг города, захоронение Сандармох (в 19 километрах от города), шлюз ББК в Повенце, храм святителя Николая в Повенце (27 километров от Медвежьегорска).
ИСТОРИЯ
История Медвежьегорска — это история местных заводов. До 1710 года здесь работал Вичковский железоделательный завод, заложенный Петром I в 1703 году. Однако истоком Медвежьегорска принято считать лесопильный завод промышленника Захарьева, построенный в 1792–1794 годах на реке Кумсе. От того завода не осталось и опилок, но сохранился деревянный двухэтажный дом потомков Захарьева (1900).
В период Первой мировой войны началось строительство Мурманской железной дороги для прямого сообщения с Мурманским портом. В 1915 году на берегу Онежского озера соорудили пристань, чтобы водным путем доставлять продовольствие, оборудование и военнопленных. У пристани появились первые домики, склады, временное паровозное депо. Годом позже по проекту инженера Габбе возвели вокзал в виде голландской церкви — он сохранился до наших дней. Так появилась станция Медвежья Гора.
Существует легенда, объясняющая это название. В начале XX века здесь на сотни верст простирался лес, и лишь на высокой горе стоял дом Захарьева да внизу, где на порогах пенились воды реки Кумсы, работали пилорамы. К реке часто приходили медведи. Однажды местные мужики поймали медвежонка и подарили его хозяину. Медвежонок стал любимцем семейства, вырос и однажды, разыгравшись, сильно помял рабочего. Зверя пришлось застрелить. Его похоронили на вершине песчаной горы с небывалыми почестями. Когда через несколько лет в этих краях начали прокладывать железную дорогу, начальник строительства поселился у Захарьевых. Он услышал историю о ручном медведе и назвал новую станцию Медвежьей Горой.
В Гражданскую войну Медвежья Гора переходила от большевиков к оккупационным войскам Антанты и обратно. Здесь была сформирована Онежская флотилия, поддерживаемая боевыми британскими военными самолетами. Английские пилоты готовили белогвардейских летчиков и пытались уничтожить корабли красных на Онежском озере — последнее без особого успеха. Вскоре им начали противостоять советские самолеты, которые в итоге выиграли воздушную войну. В феврале 1920 года большевики заняли Медвежью Гору.
В1933 году поселок был преобразован в поселок городского типа, в 1938 получил статус города. В его развитии сыграл свою роль Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море и Онежское озеро. С началом его сооружения Медвежья Гора превратилась в огромный пересыльный пункт для заключенных.
Во время Второй мировой войны город был оккупирован финнами и освобожден 23 июня 1944 года подразделениями 313-й стрелковой дивизии. Это были тяжелые бои, особенно на территории укрепрайона горы Лысуха, остатки которого сохранились до сих пор и представляют собой целую систему военно-инженерных сооружений. Все господствующие высоты, окаймляющие Медвежьегорск с трех сторон, финны превратили в опорные пункты с многочисленными огневыми точками, проволочными заграждениями и минными полями.
После освобождения города часть укреплений была взорвана, инженерное оборудование демонтировано, но даже частично разрушенный укрепрайон поражает масштабностью и уникальностью конструкций. Вырубленные в скалах и забетонированные двух- и трехэтажные доты, ангары для техники, помещения для личного состава и тому подобные сооружения соединены траншеями. Наружу выходят лишь бронированные колпаки с отверстиями для наблюдения и стрельбы. Этот памятник военной истории посещают не только российские, но и финские туристы.
Белгород, ул. Щорса 1
(4722) 54-11-54
(4722) 380-980
(4722) 500-676
(4722) 36-43-20
kolibritur31@yandex.ru