Белгород, ул. Щорса 1, (остановка 5 Августа)
 т: (4722) 54-11-54, 380-980, 500-676, 36-43-20
Email: kolibritur31@yandex.ru

Архангельская область на карте мира
GISMETEO: Погода по г.Северодивнск

Северодивнск, центр российского атомного судостроения, возник в результате исторического кульбита: советские корабелы пришли на землю Николо-Корельского монастыря, обосновавшегося здесь с XV века. По официальной версии, завод и город при нем решили строить у Никольского устья Северной Двины, поскольку эта территория в узкой горловине Белого моря хорошо защищена с моря. Если же верить легенде, товарищ Сталин повелел строить именно здесь, потому что «монахи на плохом месте селиться не станут». Если так, то Иосиф Виссарионович, хоть и учился в семинарии, плохо представлял себе жизнь северного монашества. В итоге семьдесят процентов территории Северодвинска занимают болота, и практически все здания стоят на сваях и намывных грунтах.

До 1992 года Северодвинск был закрытым городом. Это официально, а в действительности КПП на подъезде к Северодвинску работали вплоть до начала 2000-х и пройти через них мог далеко не каждый желающий. Сегодня проблем с посещением Северодвинска нет — приезжайте хоть на машине по средне разбитой трассе из Архангельска, хоть по железной дороге. Северодвинск — конечная станция, дальше только Белое море. Море и расположенные на берегах заводы «Севмаш» и «Звездочка» -- вот три, так сказать, кита, на которых стоит город.

Началось все с «Севмаша». Советскому государству в начале 1930-х требовался крупный судостроительный завод на Севере: строить корабли на Черном море, а потом перегонять их на другой конец материка было нерентабельно. Завод выстроили прямо вокруг Николо-Карельского монастыря, к тому времени, естественно, закрытого. «Севмаш» поглотил монастырь и приспособил под свои нужды его строения. Сегодня с узкой косы, что тянется рядом с заводом, хорошо виден зажатый между цехов Никольский собор. Пять куполов, четыре ярко-синих и один золотой, в окружении заводских корпусов, недалеко от выглядывающих из-под воды субмарин — фантастический вид.

Второй северодвинский «кит», завод «Звездочка», стал логическим продолжением первого: на «Севмаше» суда строят, на «Звездочке» ремонтируют. Оба предприятия интересны и для «индустриальщиков», и для простых туристов — в обычной жизни у вас примерно не больше шансов увидеть настоящую атомную подводную лодку, чем встретить корабль-призрак. Правда, заводы все-таки работают в закрытом режиме, и туристов туда пускают крайне неохотно, только в составе организованной группы, после долгого предварительного согласования. Что вполне понятно: экскурсии по полусекретному предприятию доставляют больше хлопот, чем приносят дохода.

Но даже извне общая панорама впечатляет. На Северодвинск вообще интересно посмотреть, хотя, казалось бы, что интересного найдешь в городе, основанном в 1936 году как секретный промышленный центр? Однако старые кварталы Северодвинска представляют собой весьма непривычное соединение несовместимых, на первый взгляд, стилей — сталинского ампира и деревянного зодчества. Улицы застроены двух-трехэтажными «деревяшками» с колоннами, балюстрадами, просторными террасами; не хватает только деревянных изваяний идеальных строителей социализма. К этим домам добавляются более поздние классические каменные «сталинки». В результате центр Северодвинска выглядит более солидно, чем деревянный и довольно обветшавший Архангельск.

Одно из самых пышных строений — гигантский Дворец культуры Ленинского Комсомола, он же Дом Корабела, с затейливыми мозаичными витражами, стоящий на центральной площади Победы (тут же неизменная статуя Ленина). Если нырнуть в арку одного из обрамляющих площадь домов, увидишь настоящий соцреализм . На веревках сушится белье, из кухонных окон веет запахом еды, у помойки обитают стаи кошек трудной судьбы. За фасадом есть и настоящие деревянные бараки — рабочих селили не во дворцах. Оконные рамы шатаются, как пьяные, двери перекосились от времени, внутренние дворы запущены; зато раздолье тем же кошкам. Более поздние кварталы типовых домов — чем позднее, тем дальше от центра — выстроены прямо на болоте. Зимой по ним гуляет такой ветер, что трудно устоять на ногах. Поневоле вспомнишь апокрифическое мнение товарища Сталина: да, монахи умеют выбирать душеспасительные места.

Один из микрорайонов Северодвинска естественным образом выделен: остров Ягры, отделенный от материка узким проливом. Теперь это промзона завода «Звездочка» и обычный многоэтажный квартал, а пятьсот лет назад к этому острову причалил корабль Ричарда Ченслера — первого из англичан, приплывшего в Россию по северным морям. На Ягры стоит памятный знак в честь этого события, а шиповник, из-за которого англичане назвали остров Розовым, цветет летом так же густо, как и при Иване Грозном. Цветок шиповника над волной стал гербом Северодвинска.

Северодвинцы шутят, что многие горожане родились в музее. Дело в том, что до 1964 года в здании, которое сегодня занимает Краеведческий музей, был роддом. Это одно из первых каменных строений Северодвинска, еще носившего имя Молотовск. Дом построили в 1940 году, во время войны в нем располагался госпиталь, а потом открылся роддом. В 1964 году роддом переехал в новое здание, а в старое через шесть лет вселили только что образованный Краеведческий музей. История здания — конспект истории города Северодвинска.

Здесь многое контрастно, как северный свет. Белые ночи — и полгода зимы. Шиповник — и многометровые сваи зданий. Атомные подводные лодки — и древняя обитель. Такая короткая история — и многовековая предыстория. Суровый север — и теплые благожелательные люди.

МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Северодвинск — город нетуристический, тем не менее, здесь много гостиниц. Основные постояльцы — командировочные. Нет проблем и с кафе, причем практически везде бесплатный wi-fi.

Никольский собор бывшего Николо-Корельского монастыря освящен, но для верующих все еще закрыт: территория «Севмаша» — режимная зона. Хотя восстанавливали храм его потенциальные прихожане. В 2009 году на их средства воссозданы купола Никольского собора, утраченные еще в 1933 году во время пожара.

Часть Николо-Корельского монастыря сегодня можно увидеть в Москве, в Коломенском. Надвратная проездная башня и элементы крепостной стены перевез в Коломенское в 1932 году устроитель и первый директор музея-заповедника Петр Дмитриевич Барановский. Его усилиями был спасен один из немногих сохранившихся до наших дней памятников русской монастырско-крепостной архитектуры. Башня, возведенная в 1692 году, представляет собой срубленный из бревен восьмерик на четверике, завершающийся шатровой кровлей.

Из Северодвинска в Архангельск по Северной Двине за три-четыре часа можно доплыть на уникальном ретро-пароходе «Гоголь». Это самое старое действующее пассажирское судно России: свой первый рейс «Гоголь» совершил в 1911 году. Пароход все еще на плаву благодаря мастерам судоремонтного завода «Звездочка», которому «Гоголь» и принадлежит. На ретро-пароходе можно не только проплыть между Архангельском и Северодвинском, но и совершить полноценный десятидневный круиз по Северной Двине.

Северодвинск расположен в 35 км от Архангельска. Для многих он служит транзитной точкой на пути в город Онегу и дальше, к островам Белого моря. В том числе, на Кий-остров.

ИСТОРИЯ

Земли по берегам Северной Двины были открыты викингами в начале первого тысячелетия нашей эры. Скандинавы несколько раз посещали эти места, о чем есть документальные свидетельства. В сагах эта область называли Бьярмией — по финскому племени бьярмов, якобы обитавшему здесь. С началом татаро-монгольского нашествия на север перебирались русские, которые в итоге вытеснили прежнее население. С начала XII века территория принадлежала Великому Новгороду.

А уже в ХV веке, почти за полстолетия до возникновения Архангельского порта, у стен Николо-Корельского монастыря (он тоже упоминается в летописях с XV века, основанный для миссионерской деятельности среди карельского населения — отсюда и название) действовал первый российский северный морской порт. Европейцы называли его «Святым Николаем». Именно сюда 24 августа 1553 года прибило штормом английский корабль «Эдуард Бонавентура», искавший северо-восточный морской путь в Китай. Командовал судном Ричард Чанселор, традиционно по-русски называемый Ченслером, именем которого названа одна из улиц Северодвинска. Ченслер встретился с Иваном Грозном, заручился его поддержкой, и англичане получили торговые льготы. Из Англии в Россию повезли сукно, оружие, свинец, а из России в Англию — меха, пеньку, полотно, корабельный лес, сало. В 1557 году между Россией и Англией были установлены дипломатические отношения. В 1584 году был основан город Новохолмогоры, в 1613 году переименованный в Архангельск. Вскоре он стал главным портом русского Севера. А в Николо-Корельском монастыре в XVII веке начала действовать тюрьма для инакомыслящих, он был перестроен и укреплен. Но постепенно монастырь терял свое прежнее значение, и к началу XX века пришел в запустение, там остались лишь несколько монахов. В 1917 году обитель упразднили, на ее территории устроили колонию для малолетних преступников, затем сельхозкоммуну. А потом здания бывшей обители стали частью грандиозного завода.

Приказ о строительстве в устье Северной Двины судостроительного завода был подписан в 1936 году, в 1937 вокруг уже образовался рабочий поселок. В следующем году поселок получил статус города и название — Молотовск. Это имя он носил до 1957 года, когда его переименован в Северодвинск.

Строители будущего Северодвинска прибыли сюда на колесном пароходке «Иван Каляев» в июле 1936 года. Вскоре развернулась стройка, по масштабу сравнимая со стройками Турксиба и Магнитки. Комсомольцы и приехавшие на стройку крестьяне не имели нужной квалификации, да и работать приходилось ударными темпами. Стройка затягивалась, планы срывались. И тогда над Северной Двиной раскинул свои черные крылья ГУЛАГ. На острове Ягры образовали исправительно-трудовой лагерь — Ягринлаг. Руками заключенных в нужные сроки были построены заводы, жилые дома, проложены дороги. Машина Ягринлага работала с 1938 по 1953 год. На создание советского города с мощнейшим производством было потрачено пятнадцать лет и девять — а по другим данным, от тридцати до пятидесяти — тысяч жизней.

На строительство атомных подводных лодок «Севмаш» перешел в пятидесятые годы. Первенцем стала АПЛ «Ленинский комсомол», спущенная со стапелей в 1957-м. В начале восьмидесятых годов корабелы Северодвинска спустили на воду самую большую в мире лодку класса «Тайфун», занесенную в Книгу рекордов Гиннесса.
В настоящее время атомное судостроение в России переживает не лучшие времена. Если раньше в год выпускали по две-три лодки, то на строительство последней ушло 10 лет. Однако и «Севмаш», и «Звездочка» продолжают функционировать, давая людям рабочие места. Благодаря им в Северодвинске не наблюдается такого массового оттока населения, как в других городах Архангельской области.

Курорты Архангельской области