Белгород, ул. Щорса 1, (остановка 5 Августа)
 т: (4722) 54-11-54, 380-980, 500-676, 36-43-20
Email: kolibritur31@yandex.ru

Владимирская область на карте мира
GISMETEO: Погода по г.Суздаль

Знаете, что общего между Суздалем и Парижем? Оба города выглядят именно так, как на открытках и парадных фотографиях. Посмотрел фотографии, и уже можно не ехать — ни в Париж, ни в Суздаль. Но все почему-то едут.

В Суздаль едут за атмосферой древнерусского города, идеально вписанного в среднерусский пейзаж — просторы полей, речные изгибы, холмы…

В Суздале, как в капсуле времени, сохранилась почти вся тысячелетняя история города, успевшего побывать и княжеской столицей, и дремучим захолустьем. На небольшой территории — около 200 памятников архитектуры, начиная с домонгольского XII века. Перемещаться между столетиями можно пешком, в темпе неторопливой прогулки.

В первые годы советской власти Суздаль подвергся разорению собственными жителями, которые буйствовали почище татар. И все же советское время было в целом к Суздалю благосклонно. Сравните фотографии Прокудина-Горского начала ХХ века и фото современного Суздаля — все те же уютные церквушки, деревянные домики, речка Каменка... Даже сейчас здания выше четырех этажей не найти: репутация города-музея обязывает.

«Сладко-музейный. Город-уникум. Но заботы привлечь людей здесь нет — их и так всегда было много...», — так отозвался о Суздале Юрий Бычков, «создатель» Золотого кольца. Именно в Суздале, в 1967 году, Бычкову пришла в голову идея кольцевого туристического маршрута по древним городам Владимиро-Суздальской Руси.

Но современный Суздаль живет туризмом и в туристах нуждается. К статичному образу «жемчужины Золотого кольца» добавились динамичные события и праздники в «русском стиле», а суздальский День огурца быстро стал одним из новых брендов города.

Зимой город оживляется во время многочисленных праздников, особенно богат событиями февраль. А тем, кому не по душе шумные фольклорные гуляния, Суздаль всегда готов подарить подлинную тишину своих улочек, майское буйство сирени, непарадные — но очень живописные — задние дворики и пасторальные виды, открывающиеся из любой точки города.

С Суздалем исторически связано древнее село Кидекша — летом до него можно дойти пешком, всего 4 километра.

ВАЖНО

Несмотря на соблазн быстро перейти из одной части города в другую, ни в коем случае не пытайтесь весной переходить речку Каменку по льду. В любое время года будьте осторожны во время вечерних и ночных прогулок по городу — освещение в Суздале скорее деревенское, чем городское.

МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Суздальские храмы и монастыри давно смирились с нравами туристов со всего света, так что к соблюдению правил поведения здесь относятся лояльнее, чем где бы то ни было. Разрешается фото- и видеосъемка, женщинам необязательно надевать платок и юбку. Впрочем, если священник не сделает замечания, то обязательно найдется осуждающая старушка. Так что соблюдать дресс-код все же советуем.

Суздальский автовокзал находится в 2 км от центра города — так что либо придется идти пешком, либо заказывать такси. Еще одно неудобство — автовокзал работает до 8 часов вечера, поэтому вечерние автобусы идут сразу до центра. Однако проходящие автобусы (например, до Иваново) высаживают пассажиров на объездной дороге, не заезжая в город.

Бронировать номер в гостинице лучше заранее — туристов очень много круглый год. Цены на как на проживание, так и на питание московские.

События и праздники

Январь. Новый год и Рождество. Организаторы предлагают театрализованное шоу, конкурсы и фейерверки. В Рождество — катание на санях, гадания и колядки. Во всех храмах Суздаля проходят праздничные службы.

Февраль. Национальный фестиваль «Русская сказка». В эти дни в городе ставят спектакли для юных зрителей, демонстрируют лучшие фильмы-сказки, проходят встречи с известными артистами, писателями и художниками, проводится веселое карнавальное шествие в костюмах сказочных героев. В течение всех праздничных дней — выступление скоморохов и фольклорных коллективов, игры, забавы, среди которых петушиные и кулачные бои, взятие снежной крепости, катание на лошадях и на воздушном шаре и многие другие.

Праздник «Гусиные бои» тоже февральский — здесь главная роль отведена гусям, которые сражаются за право выбрать гусыню. В феврале Суздаль принимает Открытый российский фестиваль анимационного кино. В феврале-марте отмечают один из самых популярных праздников — Масленицу.

Конец мая — начало июня (на Троицу). Праздник народных ремесел. Основные торжества проходят в музее деревянного зодчества.

2-я суббота июля. День Огурца. Праздник проходит с большим размахом: огурец считается символом Суздаля.

2-я суббота августа. День города.

В Суздале проходят всевозможные ярмарки: Рождественская ярмарка (с 25 декабря по 14 января), ярмарка народных ремесел «Солнцеворот на Зарядье» (открывается 27 августа), Широкая Евфросиньевская ярмарка (с 3 октября).

Что привезти из Суздаля

Суздаль — рай для туриста, падкого на сувениры. Из продуктов особо ценятся огурцы: суздальцы считают огурец важнейшей овощной культурой. Огурцы у них любой крепости засолки. Из напитков — на каждом углу продается суздальская медовуха разных сортов. Сварена, говорят, по старинным рецептам, но кто ж теперь разберет. Главное, что вкусно!

В последнее время огромным спросом пользуются лоскутные одеяла местного производства. В магазине «Сувениры» — широкий выбор рубашек (как мужских, так и женских), расшитых вручную; расписной фарфоровой посуды, икон, деревянных ложек, тарелок и прочей кухонной утвари. Есть здесь украшения, картины и книги. В Торговых рядах можно приобрести сувениры из шелка, дерева, глины, керамики.

Сувениры своими руками можно изготовить в мастерской «Суздальская Керамика» и Центре народного творчества.

«Мирские» удовольствия в Суздале, помимо покупки сувениров, — катание на лошадях и баня. Сауны и русские парилки есть практически в любом отеле среднего уровня.

Еще одна особенность Суздаля — кинематографическая. Из всех российских провинциальных городов он, пожалуй, самый киногеничный — 25 фильмов за 22 года. Константин Воинов снимал здесь «Женитьбу Бальзаминова», Владимир Басов — «Метель», Андрей Тарковский — «Андрея Рублева», Константин Бромберг — «Чародеев», Павел Лунгин — «Царя». Суздальцы к такой активной киножизни давно привыкли. То бояре в долгополых шубах по берегу реки Каменки прохаживаются, то опричники лихо проносятся на лошадях мимо белокаменных стен.

ИСТОРИЯ

Впервые Суздаль (Суждаль) появляется в летописи под 1024 годом, как название целой округи, ремесленных поселений на побережье реки Нерль до самой Клязьмы. Археологические раскопки показывают, что здесь были поселения не позднее Х века н.э. В XI веке это была богатая земля, входившая в состав Киевского государства.

Христианство неохотно принималось в этих краях, населенных главным образом смердами-общинниками. Проповедников изгоняли или убивали. После того, как правивший в то время Ярослав Мудрый издал новые законы, приведшие к еще большей зависимости смердов от богатой части населения, на суздальской земле вспыхнуло восстание, подавлять которое приехал сам Ярослав.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 году его сыновья разделили между собой земли. Всеволод Ярославич получил Ростов, Суздаль, Белоозеро, Поволжье и Переславль Южный, которые потом перешли к его сыну, Владимиру Мономаху. Во время правления Мономаха богатые суздальские земли пытался отвоевать у него князь Олег Святославович, владевший Муромом и Черниговом, и при нападении сжег Суздаль.

Этим посягательства на город не окончились. В 1107г. на Суздаль напали волжские болгары. После нападения болгар Мономах строит в Суздале первый христианский собор — Успенский. До нас собор не дошел, но по сведениям раскопок и реконструкции, проведенной А.Д. Варгановым, это было мощное кирпичное четырехстолпное здание с одной главой.

После Мономаха Ростово-Суздальским княжеством правит его сын Юрий Долгорукий, который делает Суздаль стольным градом. Из-за частых вражеских набегов и местных восстаний Юрий Долгорукий был вынужден возвести вокруг города земляные укрепления (валы), которые сохранились и до сих пор.

Вокруг города начинают занимать земли и монастыри. Уже в конце XI века на высоком правом берегу Каменки вырастает Дмитриевский Печерский монастырь, находившийся под покровительством киевского митрополита Ефрема.

В городе концентрируется несколько сил: княжеская власть, бояре и горожане. Им было суждено оказывать свое влияние на предстоящую борьбу за власть сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского. Князь Андрей, которого суздальские бояре хотели сделать правителем Суздаля, при этом сохраняя свое вече, сначала приняв их предложение, затем отказался подчиняться боярской знати и начал политику укрепления единовластия, за что и поплатился: недовольные его политикой и удалениями неугодных бояр, старая ростово-суздальская знать составляет заговор, и 29 июня 1174 года заговорщики проникают во дворец Андрея в Боголюбове и убивают его.

После гибели Андрея суздальцы пытаются выйти из подчинения Владимиру, куда Андрей Боголюбский перенес столицу княжества, но это им не удается. Младший брат князя Андрея Всеволод III Большое Гнездо остается княжить во Владимире. при нем Суздаль продолжает расти и укрепляться.

После смерти Всеволода в 1212 году Владимиро-Суздальское княжество было разделено между его многочисленными сыновьями. Суздаль в 1217 году отдан Юрию Всеволодовичу.

Нашествие монголо-татарской орды в 1237-1238 гг. не обошло и Суздаль. Под предводительством хана Батыя орды осадили Владимир и вверх по течению Нерли пошли к Суздалю. Обманув расчеты великого князя Георгия, ожидавшего врагов на реке Сить, ордынцы вышли на Ярунову гору, в непосредственной близости от кремля. Суздаль был сожжен и разграблен, а почти все его жители перебиты или взяты в плен. Был уничтожен Введенский монастырь. Дружина великого князя была разбита на реке Сить.

В 1257 году Суздаль был обложен данью, сбором которой занимались баскаки — ордынские сборщики.

Владимирский престол в это время утрачивает свое реальное значение, а Суздаль превращается в центр религиозной жизни. В нем строятся новые монастыри. В северной части города рядом с Ризоположенским строится Троицкий монастырь, на северо-западе от них на высоком берегу Каменки — Александровский (предания связывают его название с именем Александра Невского), на востоке на излучине Каменки — Васильевский. От ранних построек этих монастырей не осталось и следа — все они были деревянными.

Под влиянием политики московских князей суздальский князь Константин Васильевич переносит столицу Суздальско-Нижегородского княжества на Волгу, подальше от влиятельного соседа. Во время противостояния суздальских и московских князей строятся мощные Спасский (Спасо-Евфимиев) и Покровский монастыри, служившие также и крепостями.

В 1392 году московский князь Василий Дмитриевич получает в Орде ярлык на Суздальско-Нижегородское княжение. Это означало окончание независимости Суздаля, хотя попытки восстановить политическую власть и прежнюю территорию княжества продолжались вплоть до 1445 года.

К концу XV — началу XVI веков Суздаль уже полностью подпадает под власть усилившейся Москвы, и его монастыри становятся местом ссылок неугодных представителей княжеских и боярских родов. Больше всего именитых ссыльных побывало в женском Покровском монастыре, которому в связи с этим доставались и богатые дары.

Утратив свое политическое значение, город становится крупным религиозным центром. Покровский монастырь часто навещал царь Иван IV Грозный. К его приезду суздальский архиерей сооружает в кремле церковь Благовещения. В Суздале появляются свои иконописцы, чеканщики, серебряники.

За Каменкой перед кремлем раскинулись заливные луга: Андреев луг (ныне Ильин), Луг ворон, Болотоусов. Все луга принадлежали суздальскому архиерею. Между Андреевым лугом и монастырями помещалась Кожевенная слобода.

XVII век для Суздаля начался с оставившего заметный след на облике города польско-литовского разорения. В 1608 году после непродолжительной осады польско-литовские отряды взяли Суздаль, разграбили и подожгли. В 1611 году город снова подвергся нападению литовцев. Следы этих трагических событий еще долго сохранялись и в облике города, и в памяти суздальцев. В борьбе за освобождение Московского государства от польского вторжения Суздаль принял активное участие: в 1612 году суздальский князь Дмитрий Пожарский с большим отрядом выступил на помощь народному ополчению.

В первой четверти XVII века Суздаль преследовали неурожаи и — как следствие этого — крестьянские бунты. В 1634 году на Суздаль напали крымские татары. После этого Суздаль постепенно начал отстраиваться заново. Но семнадцатому веку, видимо, было суждено стать одним из самый несчастливых для Суздаля: в 1644 году его отдают как приданое за Ириной, дочерью царя Михаила Федоровича, датскому королевичу Вольдемару Гольштинскому. Пожар 1646 года уничтожил весь посад, а чума 1654 года унесла жизни почти половины горожан.

После всех несчастий первой половины XVII века Суздаль снова начал оправляться. Каменное строительство, правда, было под силу только богатым монастырям — Спасо-Евфимиеву и Покровскому. Прочие монастыри с трудом справлялись с постройкой немногочисленных своих зданий. Постепенно монастыри богатеют, что приводит к увеличению церковного строительства.

В 1708 году Петр I издал указ о разделении России на 8 губерний. Суздаль оказался уездным городом Московской губернии, а еще через год, когда Московскую губернию поделили на 9 провинций, стал центром отдельной провинции.

Начало XVIII века для Суздаля было тяжелым. В 1719 году город уничтожает пожар, а вскоре от эпидемии снова вымирает почти половина жителей. Но, несмотря ни на что, торговые посадские люди отстраивают свою часть города, посад расширяется, строятся каменные дома купцов взамен деревянных. К XVIII веку относится такое явление в архитектуре города, как строительство «парных» церквей — «летних» и «зимних» рядом. В то время, как монастырское строительство сильно сокращается, деревянные городские церкви сменяются новыми каменными, могущими поспорить красотой с храмами монастырей.

В 1776 году, после образования Владимирской губернии, Суздаль становится уездным городом и получает новый герб — белого сокола на синем фоне. В 1788 году, при Екатерине II, царским правительством утверждается новый генеральный план Суздаля. Им предусмотрены правильные прямоугольные кварталы и прямые улицы. Но старая планировка города оказалась достаточно устойчивой, и реконструкция только выпрямила и удлинила центральную улицу и расширила границы Суздаля, который теперь включал в себя не только старую центральную часть, но и предместья — монастыри с ремесленными слободами. Строится новая прямая улица — Васильевская, названная по монастырю.

После утверждения регулярного плана города в конце XVIII века в Суздале продолжается каменное строительство. Это, в отличие от прошлых веков, главным образом гражданские здания. В 1806-11 годах в центре города вырастают Торговые ряды (Гостиный двор), в 1834 году — Присутственные места (сейчас это здание занимает ЗАГС). После победы над Наполеоном в Ризположенском монастыре возводится 72-метровая колокольня.

Главная улица застраивается купеческими домами, различающимися по архитектуре, в зависимости от вкусов владельцев. Эти здания дошли до нас, не сильно изменившись.

После строительства Николаевской железной дороги значение Суздаля как торгового города стало резко падать. Усиливаются мануфактуры соседнего Иваново, а в Суздале остается несколько небольших предприятий и частные ремесленники.

Суздаль в ХХ веке

Памятным событием истории Суздаля начала ХХ века стал приезд императорской семьи в 1913 году. Николай II с дочерьми посетил Ризположенский, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, преподнес подарки, а некоторые особо ценные иконы из монастырей попросил передать для хранения в Петербургский музей Александра III, предварительно сделав с них копии.

После революции с жителями Суздаля — одного из главных религиозных центров — произошли удивительные перемены. Жители не только не возражали, но даже охотно поддерживали вскрытие рак с мощами, реквизиции церковного и монастырского имущества, сожжение икон. Это продолжилось и в последующие десятилетия.

После окончания гражданской войны Суздаль постепенно, хотя и очень медленно, начал отстраиваться и приобретать более благоустроенный вид. В 1923 году открылся Суздальский музей. Он разместился в Архиерейских палатах. Работа по его созданию и развитию была возложена на первого директора музея — Василия Ивановича Романовского. Ему удивительным образом удалось собрать более 3,5 тысяч предметов из закрытых суздальских монастырей и тем самым спасти их. То, что сохранить не удалось, самоотверженный директор музея лично обмерял и описывал.

За 1920-1930-е годы в Суздале было снесено 14 церквей.

В 1930 году по просьбе Романовского в Суздаль присылают молодого специалиста, выпускника Ленинградских высших курсов искусствоведения — Алексея Дмитриевича Варганова, которому предстоит стать самой видной фигурой в спасении и восстановлении памятников города.

За время войны из Суздаля на фронт ушли 912 человек, 466 из которых обратно не вернулись. Несмотря на то, что боевые действия до города не дотянулись, война затронула и его. В Спасо-Евфимиевом монастыре — «Суздальской Бастилии» — был концлагерь для граждан СССР, бывших военнопленных. С 1943 года его преобразовали в лагерь для немецких пленных офицеров. Среди них находился и фельдмаршал Фридрих Паулюс, попавший в плен под Сталинградом и оставивший после возвращения в Германию воспоминания о Суздале.

В послевоенное время усилия А.Варганова и его сотрудников приносят ощутимые плоды: в 1958 году два краеведческих музея — Владимирский и Суздальский — объединяют во Владимиро-Суздальский государственный музей-заповедник. Суздаль стал привлекать больше туристов, появился штат экскурсоводов. В 1956 году был открыт автобусный маршрут Владимир-Суздаль.

В 1960-е годы восстановили в первоначальном виде Борисоглебскую и Никольскую церкви в посаде, Покровский и Ризположенский соборы, великолепные двухшатровые святые ворота Ризположенского монастыря и, наконец, главный городской собор — Рождественский. Немного позже началось восстановление Архиерейских палат, ставшее главным делом жизни А.Д.Варганова.

Резко возросший в середине 1960-х годах интерес к старине вызвал приток туристов в старинные города России. В основном это были иностранные туристы. После посещения Суздаля знаменитым банкиром бароном Ротшильдом и его слов: «Я богатый человек, но если бы мне дали Суздаль на несколько лет, я бы удвоил свое состояние», — была принята программа создания туристического центра в городе. Недостатков в программе было множество, постоянно не хватало средств, сотрудников и сил, но даже при этом Суздаль начал возрождаться.

Включение Суздаля в маршрут Золотого кольца способствовало превращению города в один из главных туристических центров России.

Легенды

Версий, почему город называется Суздалем, много. Согласно церковной легенде XVIII века, город Суждаль основал сын Ноя Иафет после того, как долго бродил в непроходимых лесах. По другой версии, название произошло от слова «сухдол». Так в одной летописи называлось село на дороге Владимир–Суздаль. Некоторые находят в названии города угро-финские корни, ведь многие топонимы остались от населявших эти края угро-финских племен: Клязьма, Нерль, Ундол, Киржач и др. Интересны и другие версии о происхождении названия города: по некоторым, в основе названия лежит глагол «съзьдати» — «создать», который первоначально имел значение «сделать из глины». По другой версии, название города произошло от древнерусского имени Суздал.