Белгород, ул. Щорса 1, (остановка 5 Августа)
 т: (4722) 54-11-54, 380-980, 500-676, 36-43-20
Email: kolibritur31@yandex.ru

Алтайский край на карте мира
GISMETEO: Погода по г.Бийске

В Бийске рождается великая река Обь. В Бийске начинается легендарный Чуйский тракт. Из Бийска ведут дороги к таким «хитам» как Телецкое озеро, гора Белуха, курорты Чемал и Белокуриха, плато Укок. Через Бийск ежегодно проезжает больше 2 миллионов туристов. Проезжают, не задерживаясь. Потому что Бийск — ворота Горного Алтая, а «в воротах» задерживаться не принято.

Оставим это на совести путешественников. Люди едут за алтайской природой, а тут — город. «Крупный промышленный и научный центр», что почти автоматически включает Бийск в туристический стоп-лист. С ходу и не разберешься, что город-то исторический, всего на 6 лет младше Питера. На 200 с лишним тысяч жителей — почти 300 памятников архитектуры, археологии, истории и культуры.

О существовании этого «исторического Бийска» не подозревают не только два миллиона «проезжих», но и многие местные. Ориентировка: старый центр находится на правом (условно — северном) берегу Бии, в Восточном районе города, к востоку от Коммунарского переулка. Историческая застройка конца XVIII — начала ХХ века сосредоточена на параллельных реке улицах с родными названиями: Ленина, Советская, Красногвардейская и Толстого.

Самая старая постройка Бийска — с виду невзрачное здание бывшей гарнизонной гауптвахты (1797) на ул. Красногвардейской. Кроме него, от Бийской крепости остались две пушки XVIII века (выставлены около стадиона «Авангард»). Но лучше всего сохранилась купеческая застройка тех времен, когда Бийск был процветающим торговым городом.

Кто-то назовет старый центр Бийска «беспорядочной смесью деревянных и каменных домиков различной степени обшарпанности», кто-то увидит настоящий архитектурный калейдоскоп, от ампира до модерна. Среди деревянных построек попадаются чудесные образчики «кружевного» сибирского зодчества, ничем не уступающие знаменитым «деревянным кружевам» Томска. Но если что и способно прославить бийскую старину, то это не дерево, а кирпич. «Кирпичный стиль» — удивительное, затейливое, эклектичное направление в архитектуре конца XIX века. В нем сочетаются элементы готики, барокко, модерна, рациональной промышленной архитектуры и безудержной фантазии владельцев. В Бийске сохранилось около 50 (это много!) таких домов — они похожи на дворцы из фэнтези и совершенно не похожи один на другой. Поражает искусность «кирпичного кружева» и сохранившихся металлических деталей декора.

Среди двух сотен купеческих особняков, доходных домов и банков самое сильное впечатление производят, пожалуй, два торговых пассажа, принадлежавшие богатейшим купцам Фирсову и Второву. Династия Второвых обладала самым большим состоянием России начала XX века (!). Второвы построили первый в России «бизнес-центр» — он и по сей день возвышается на Славянской площади в Москве. И все же в Бийске торговый пассаж Второвых немного уступает размахом и красотой оформления пассажу купца Фирсова. Вернее, уступал — в 2007 году в здании Фирсова был пожар, обрушился его знаменитый купол, но денег на реставрацию шедевра не нашлось даже к недавнему 300-летию города.

В этом смысле Бийск мало чем отличается от большинства русских городов. Некоторые здания выглядят неплохо — видны следы недавних ремонтов. Но проблемных памятников все равно больше. Редкие путешественники, задержавшиеся в Бийске ради его архитектурных сокровищ, называют старый центр чуть ли не самой «трущобной» частью города и не рекомендуют бродить по старым улочкам в вечернее и тем более ночное время. Зато о современности на каждом шагу напоминают кондиционеры, разномастные вывески и «шедевры» популярного в Алтайском крае «неокупеческого» стиля — грубого подражания почтенным соседям.

Мэрия города лелеет планы по «превращению исторической части города в настоящую туристическую Мекку, где приезжие будут любоваться шедеврами купеческого зодчества. Но туристическая Мекка осталась только в планах, а на деле мы имеем разруху, аварийное состояние и просто тотальную ликвидацию старых домов, которые «при жизни» имели статус памятников истории и культуры», — писала в 2011 году газета «Бийский рабочий» в продолжение скандальной истории о сносе в Бийске 11 памятников архитектуры.

Сейчас главный «бренд» города — не зодчество, а Василий Шукшин. Поклонники знаменитого писателя, актера и режиссера каждое лето приезжают на Шукшинские чтения и останавливаются в Бийске, если не хотят ночевать в полях в палатке: от Бийска до Сросток, родного села Шукшина, 35 километров. В Бийске Шукшина много: его имя носят бывший Педагогический университет и библиотека, при исправительно-трудовой колонии открыт посвященный ему народный музей, а поезд-экспресс на Барнаул называется «Калина красная» (как и один из городских трактиров).

…Через Бийск ежегодно проезжает больше 2 миллионов туристов. В 10 раз больше, чем все население города. Но туристы проезжают Бийск, не задерживаясь. Потому что Бийск — ворота Горного Алтая, а «в воротах» задерживаться не принято…

ВАЖНО

Самолеты в Бийск не летают, местный аэропорт закрыт на реконструкцию. Ближайший аэропорт находится в Горно-Алтайске (100 км), раньше он принимал рейсы только из Новосибирска, с мая 2012 года открыто авиасообщение с Москвой. До Бийска из европейской части России можно добраться и через Барнаул (150 км). Рейсовые автобусы из Барнаула и Горно-Алтайска делают в Бийске короткую 10-минутную остановку.

Бийский автовокзал (пл. Шукшина, 9) находится рядом с городским ж/д вокзалом, в 2009 году открывшимся после реконструкции. Кстати, на 2013 год запланировано строительство участка железной дороги Бийск — Горно-Алтайск.

Уровень преступности в Бийске — один из самых высоких по Сибири. В городе преобладают предприятия «оборонки», что при нынешнем сокращении госзаказов выливается в кучу социальных проблем, среди которых безработица и общее падение уровня жизни. Отсюда совет: соблюдайте осторожность при прогулках по городу в вечернее и ночное время, не «светите» дорогой аппаратурой и экипировкой, не искушайте судьбу. Хотя среди путешественников распространено мнение, что особые меры предосторожности следует соблюдать в «старой» части города, а «новая» часть Бийска более благополучна.

МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Бийск условно делится на три части: старые кварталы Восточного района, «новый город», именуемый Западным или Приобским районом (на правом берегу Бии), и расположенное на левом берегу Заречье, представленное преимущественно кварталами частного сектора.

Неофициальная граница веков между старым и новым городом на правом берегу — Коммунарский переулок. Хотя «переулок» — это одно название: в 1965 году, после постройки семиарочного Коммунального моста через Бию, он превратился в проспект с четырехполосным шоссе.

Через реку Бия в черте города имеется три моста. Главный — Коммунальный мост, соединяющий переулок Коммунарский на правом берегу и улицу Шишкова на левом. Есть еще т.н. «новый мост» и понтонный мост, который то собирают, то разбирают в зависимости от времени года и погодных условий.

Исторический Чуйский тракт, от которого получила свое наименование федеральная автодорога Р-256 «Чуйский тракт», является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяженностью около 630 км. В самом Бийске последовательность такая: Коммунарский переулок, Коммунальный мост, улица Шишкова, Чуйский тракт.

Бийск: «новый город»

Советские монументы Бийска заслуживают отдельного упоминания. Даже непременный памятник Ленину не так прост — местные жители утверждают, что это единственный в России Ленин, у которого на голове вместо кепки — меховая шапка-сибирка. Строго говоря, это не так: утепленный вождь пролетариата («Ленин зимний») стоит и в других городах. Например, в Рыбинске и Петрозаводске.

Бийский памятник второму космонавту Титову гораздо оригинальнее. Монумент имеет официальное название «Здравствуй, Земля!», но в городе его называют «памятником рыбаку» — кудрявый космонавт в расстегнутом легком скафандре разводит руки специфическим жестом, мол, «вот такую вчера поймал». В пост-советское время компанию вождю пролетариата и космонавту составили Петр I и просветитель Макарий Невский, «апостол Алтая». Последний стоит на огромной территории Архиерейского подворья, затерянного в глубине советских кварталов.

Еще одно необычное здание Бийска — Дворец детского творчества 1983 года постройки с очень интересной архитектурой и огромным перламутровым куполом планетария, отделанным натуральным ракушечником. В городе его так и называют — Купол. Издали силуэт здания напоминает среднеазиатскую мечеть.

ИСТОРИЯ

В 1708 году Петр I издал указ: «На реках Бии и Катуни, в пристойном месте для сбора нашей государевой ясашной казны и селению пашенных крестьян построить острог со всеми крепостьми». Сказано — сделано. В 1709 году на слиянии рек Бии и Катуни построили небольшой Бикатунский острог: 200 метров стен, чуть больше сотни человек гарнизона и семь небольших пушек. На следующий год джунгарский хан Доухар-зайсан подошел к стенам крепости с трехтысячным войском. Через три дня осады хан смог приблизиться к стенам острога и сжег ее, да еще пригрозил, что впредь не даст русским строить крепости на этом месте.

Свое обещание хан держал девять лет, а в 1718 году русские построили на берегу Бии новое укрепление — мощный острог, но не на месте сожженного укрепления, а на 20 километров выше по течению. Новый острог, который назвали Бийским, стоял на месте современной площади Фомченко. Бийская крепость стала частью Колывано-Кузнецкой оборонительной линии, которая защищала юго-восточные границы Российской империи.

В 1756 году Елизавета I решила, что Россия достаточно натерпелась от набегов джунгар, и издала указ о присоединения Горного Алтая к России. В том же году хан-Алтай вошел в состав государства Российского. Границы страны сместились, Бийский острог потерял военное значение и начал развиваться как мирный торговый город. Вскоре Бийск разросся настолько, что «перешагнул» на другой берег Бии. Окончательно крепость ликвидировали только в 1846 году. Сегодня от боевого прошлого Бийска осталась лишь пара пушек в парке близ Успенского собора.

В 1830 году в Бийске появилась духовная миссия — город стал базовым лагерем православных миссионеров, обращавших в христианство язычников-алтайцев. Главным борцом за веру стал архимандрит Макарий, в миру Михаил Яковлевич Глухарев (Невский). Макарий занимался научным переводом Библии на современный русский, а позже перевел Евангелие на алтайский и составил своеобразное «Писание для чайников» — «Алфавит Библии». Макарий полагал, в отличие от многих миссионеров, что крестить можно только того, кто искреннее уверовал. В результате до его отъезда в 1844 году православие приняли около полутора тысяч алтайцев, в последующие годы миссионерства — примерно половина всего народа. Оставшиеся алтайцы и шорцы лишь модернизировали собственную веру, сплавив шаманизм с христианством. Так появился бурханизм — религия, в которой шаманы полностью отказались от контактов с богами нижнего мира и стали ждать пришествия Спасителя.

Удачное расположение на Чуйском торговом пути превратило бывший острог в процветающий город. Бийск облюбовали более восьмидесяти купцов первой гильдии. В нем построили десяток предприятий для переработки местного сырья, от кирпичного завода до махорочной фабрики. Бийские купцы продавали в Монголию и Китай ткани, посуду, панты оленей и даже спички. Торговали не сырьем, а промышленными товарами. Часть выручки шла на благоустройство города, один за другим появлялись богатые купеческие особняки, церкви и школы. В начале XX века в Бийске сконцентрировался и банковский капитал Сибири. Этому способствовала постройка железнодорожной ветки, соединившей город с Транссибирской магистралью.

В начале 1890-х годов в связи с сооружением Транссибирской магистрали встал вопрос о необходимости подвода к ней разветвленной сети подъездный путей, которые обеспечивали бы потребным количеством грузов и тем самым способствовали быстрой окупаемости. Эти обстоятельства заставили столичную администрацию «вспомнить» и о Чуйском торговом пути, по которому шло значительное количество грузов в Монголию и из нее.

В ноябре 1893 года министр финансов С.Ю.Витте на заседании Комитета Сибирской железной дороги поставил вопрос о необходимости ассигнования средств на изыскание и строительные работы на Чуйском тракте. 18 ноября 1893 года последовало «высочайшее» повеление об отпуске в распоряжение томского губернатора 48 тысяч рублей на изыскание и строительство колесного пути от села Онгудай до поселка Кош-Агач. Казалось, что проблема строительства тракта близка к своему разрешению. Однако радость бийских предпринимателей оказалась преждевременной, так как вскоре выяснилось, что отпущенной на строительство суммы недостаточно. Многочисленная переписка, согласования, поиски подрядчика и руководителя работ позволили приступить к строительству только летом 1901 года, а завершено оно было в 1903 году.

В 1913 году на Чуйском тракте начала работу изыскательная экспедиция Вячеслава Яковлевича Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта. Инженерные работы по исследованию Бии и будущей улучшенной трассы имели для В.Я. Шишкова «творческие последствия»: итогом работы на Алтае стал сборник путевых очерков «По Чуйскому тракту» и рассказов «Чуйские были». Сегодня В.Я.Шишкова больше помнят как писателя, автора романа «Угрюм-река». Но в Бийске о его инженерном прошлом не забыли: улица, названная именем Шишкова, плавно переходит в легендарный Чуйский тракт.

После революции строительство промышленных предприятий продолжалось, в том числе силами заключенных ГУЛАГа, которые реконструировали важнейший Чуйский тракт, построенный перед Первой мировой войной (в современном Бийске есть музей Чуйского тракта — единственный в России музей, посвященный дороге). На облике города период между 1917 годом и войной отразился очень мало. Сталинского ампира в Бийске почти нет.

На второй день войны в Бийске был организован и полностью укомплектован первый автомобильный батальон, через два месяца — еще один. Бийские шоферы вместе со своими машинами отправились под город Тихвин Ленинградской области — возить грузы и измученных осадой ленинградцев по Дороге жизни. На фронт отправились более 26 тысяч бийчан. В Бийск эвакуировали несколько заводов, организовали 23 госпиталя.

В послевоенные годы Бийск становится крупным промышленным центром: интенсивно развиваются химическая, легкая и пищевая промышленность, машиностроение, энергетика. Самые знаменитые предприятия — «Алтайвитамины» и «Эвалар». Всем известные пищевые добавки делают именно здесь. В 2005 году Бийск получил статус наукограда. Научно-производственный комплекс развивается в основном на базе Бийского технологического института.