Белгород, ул. Щорса 1, (остановка 5 Августа)
т: (4722) 54-11-54, 380-980, 500-676, 36-43-20
Email: kolibritur31@yandex.ru
Город Лиски стоит на Дону, в 98 километрах от Воронежа, в самом центре Воронежской области. Главная его особенность — он является крупным железнодорожным узлом. Практически ко всем интересным местам юга Воронежской области — заповеднику Дивногорье, Спасскому и Белогорскому монастырям, селу Хреновое — придется добираться через Лиски.
Железная дорога определяет судьбу городка уже второй век, с момента прокладки железнодорожной ветки Харьков-Балашов. Это заметно сразу по приезде: на привокзальной площади установлен раритетный локомотив, почти все уцелевшие исторические здания сосредоточены рядом, на улице опять же Привокзальной. Естественно, Лиски — город железнодорожников. Казалось бы, ничего интересного, но значение скромного поселка (городом Лиски стали в 1943 году) мгновенно повышалось в годы исторических катаклизмов. После Гражданской войны узловая станция Лиски даже получила романтическое название поселок Свобода — за активное участие в ревсобытиях.
Название Лиски, кстати, связано не с лисами, а с лысыми. «Лыской» называли безлесую местность.
Смотреть в Лисках, положа руку на сердце, особенно не на что. Старинные вокзальные постройки и древняя Покровская церковь — вот и все. Есть еще образец стиля конструктивизм — возведенное в 1930-х здание Дома Советов. Собор Владимирской иконы Божьей Матери построен всего несколько лет назад. Поэтому главная городская достопримечательность — тоже железная дорога, но уже детская прогулочная. Она работает круглый год, летом в роли машинистов выступают воспитанники лискинских железнодорожных школ. На детях в Лисках не экономят — рейс состоит из трех кругов и длится около пятнадцати минут. Эта железнодорожная радость расположена в городском парке, на окраине города.
Парк в Лисках — тоже достопримечательность. Он очень ухоженный и дает возможность вспомнить детские фантазии: помимо паровозов, светящегося фонтана, набора аттракционов и кафе, в центральной его части стоят огромные динозавры. Связь между Лисками и парком Юрского периода установил оператор одного из аттракционов по фамилии Сухов. Когда директор парка рассказал ему про увиденных на ВДНХ динозавров, товарищ Сухов решил воплотить московскую идею в Лисках. Так в парке появились десятиметровые монстры. Стоят они и летом, и зимой, под снегом. Смотрятся странно, но забавно.
Итак, в Лисках вас ждут паровозы и динозавры. Для полного осмотра города хватит одного дня.
МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
В Лисках три приличные гостиницы, особых проблем с заведениями общепита нет. Однако не советуем обедать в кафе на привокзальной площади — еда там сомнительного качества.
Если вы без машины, передвигаться по городу придется на автобусах. Автобусы в Лисках старенькие, ходят нерегулярно. А расстояния для провинциального городка приличные: поездка от вокзала до городского парка займет не менее 15 минут.
ИСТОРИЯ
Город Лиски сложился из нескольких старинных сел — Новопокровского, Песковатки и собственно Лиски, причем село Лиски раполагалось на другом, правом берегу Дона. Основой поселения считается село Новопокровское, известное с XVII века. Еще раньше на этом месте был русский сторожевой пост Богатый затон (современное озеро Богатое), созданный для наблюдения за передвижениями крымских и ногайских татар. На территории села Новопокровское стоит самое древнее здание нынешнего города Лиски — кирпичная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1784 году. Покровская церковь и дала название церковной слободе.
Крупное село Лиски на другом берегу имело похожую историю и тесные хозяйственные связи с Новопокровским. Их соединяла переправа через Дон — летом паромная, а зимой по льду. Позже на месте переправы выстроили мост.
В 1870 году началось строительство железной дороги Воронеж — Ростов. Станцию планировали в Лисках, но рельеф местности оказался слишком сложным, и планы пришлось поменять на ходу. Станцию перенесли в Новопокровское, но назвали как в проекте — Лиски. В 1895 году, после постройки линии Харьков — Балашов, станция Лиски стала узловой. Началось бурное развитие села. В начале XX века уже рассматривался вопрос о придании Лискам статуса города.
Советская власть в Лисках была установлена уже 18 ноября 1917 года. Стратегическое положение узловой станции привело к тому, что в годы Гражданской войны она стала своеобразным водоразделом между «белыми» и «красными». В Лисках был образован красноармейский отряд железнодорожников с собственным бронепоездом, с другой стороны действовали войска Краснова, Деникина и Каледина. В городе работали красноармейские штабы. В ходе боев было разрушено локомотивное депо, восстановленное в 1920-х годах.
Во время Великой Отечественной Лиски тоже были важнейшим транзитным пунктом: через станцию шли эшелоны, перевозившие с запада на восток и обратно войска, эвакуированных людей, оборудование и продовольствие. Село сильно бомбили, и фронт подошел к нему вплотную. Правый берег Дона был оккупирован, но Лиски избежали оккупации. Станция продолжала работать.
После войны многочисленные разрушения были восстановлены, начиная с моста через Дон и механических мастерских. Построены новые предприятия, в том числе крупные сельскохозяйственные производства — маслоэкстракционный и сахарный заводы.
Статус поселения и его название менялись много раз. В 1871 село Новопокровское превратилось в станцию Лиски. В 1918 станция стала рабочим поселком Свобода. В 1943 вместо поселка Свобода появился город Лиски. В 1965 его переименовали в Георгиу-Деж, в честь румынского государственного деятеля. Наконец, в 1991 году окончательно вернулось название Лиски.
Белгород, ул. Щорса 1
(4722) 54-11-54
(4722) 380-980
(4722) 500-676
(4722) 36-43-20
kolibritur31@yandex.ru