Белгород, ул. Щорса 1, (остановка 5 Августа)
 т: (4722) 54-11-54, 380-980, 500-676, 36-43-20
Email: kolibritur31@yandex.ru

Саратовская область на карте мира
GISMETEO: Погода по г.Хвалынск

Тихий Хвалынск на Волге, между Сызранью и Саратовом, не очень освоен простыми туристами. В последние годы у некоторых он ассоциируется с горнолыжным курортом «Хвалынский» и национальным парком в знаменитых меловых горах. Однако этот городок, самый старый в Саратовской области, сам по себе заслуживает большего внимания, хотя бы у любителей русской старины.

Исторически Хвалынск прославлен как один из волжских центров старообрядчества, город-поставщик вкуснейших яблок, которыми торговали по всей России, и родина художника Петрова-Водкина. Яблоки растут до сих пор, со староверами сложнее — из трех старообрядческих храмов два разрушены, третий, Покрова Божьей Матери, перешел к РПЦ и остался единственной православной церковью в городе. Сейчас он называется Крестовоздвиженским. Старообрядческое кладбище находится в запустении. В том же невеселом состоянии пребывают многие интересные здания, в основном купеческие особняки постройки конца XIX — начала XX века. Те, что перешли в частное владение, все-таки отреставрированы, а вот другие — посмотришь на них, и на ум приходят сразу две мысли: «какая красота!» и «как жалко». Старинные деревянные строения выглядят как странный коллаж: покосившаяся бревенчатая основа, к ней лепятся разномастные каменные и кирпичные пристройки. Судя по всему, у города элементарно не хватает денег на содержание исторического фонда. Отдельные дома, правда, держатся, как чудесный особняк купца Солдаткина, в котором размещается больница. Стоит зайти внутрь — там великолепные интерьеры (точнее, то, что от них осталось) с причудливой белой лепниной, совершенно неожиданные для утопающего в садах тихого городка.

Что касается Петрова-Водкина, то он описал город в своей автобиографической книге «Хлыновск». Особенности здешней природы — яркие краски, широкое пространство, белые горы и синяя Волга — определили его авангардную живописную манеру. В современном Хвалынске есть мемориальный музей художника — трогательный деревянный домик в три окна с резными наличниками (в городе вообще много затейливых наличников, особенно привлекательных на фасадах домов, дышащих на ладан). Кроме музея, работает картинная галерея имени Петрова-Водкина с интересным собранием живописи русских художников первой половины XX века, в том числе самого Петрова-Водкина, а также Фаворского, Лентулова, Пименова, Удальцовой и других.

Еще одна заметная во всех смыслах достопримечательность — столетняя пожарная каланча с высокой лестницей, историческими пожарными артефактами и колоколом наверху. Оттуда открывается прекрасный вид на город и Волгу. Чтобы залезть на нее, придется познакомиться с каким-нибудь отзывчивым пожарным или его друзьями — это не музей, каланча относится к 63-ей пожарной части города, и посторонних туда не пускают. Кстати, на каланче находится один из тайников геокэшинга.

В Хвалынске имеется и мечеть — небольшая, нарядная, построенная в 1913 году. Типовая застройка советских времен тоже есть, за ее счет город разросся. Однако красоты эти низкие коробки не добавляют.

Одно из главных достоинств Хвалынска — его уединенность, «провинциальная глушь» со знаком плюс. Сейчас туда, конечно, легко доехать на автомобиле, а когда-то в городок, окруженный горами и лесами, можно было только доплыть по Волге в период навигации. На «большую дорогу прогресса» Хвалынск никогда не стремился, в нем не было и нет серьезных промышленных производств, зато он может похвастаться хорошей экологией. Общая атмосфера таинственной старины с раскольниками и разбойниками все еще сохранилась, несмотря на печальную запущенность.

МЕСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

С открытием горнолыжного курорта в Хвалынск потоком хлынули туристы, к чему город поначалу оказался совершенно не готов. Гостиница работала только одна, на территории самого комплекса. Но местные жители быстро сориентировались, так что теперь можно и снять жилье у горожан, и поселиться в небольших отелях — таких как «Верста» или «Акбарс». Есть и старый советский вариант — гостиница «Волга». Однако ее путешественники не рекомендуют: слишком шумно, санузел только в двух номерах, обслуживание оставляет желать лучшего. В окрестностях города много санаториев — например, «Родник» или «Пещера монаха». Но, к сожалению, от евростандартов они далеки, в номерах подчас бегают мыши, а завтрак подают вчерашний.

Волга, без которой города и не было бы, около Хвалынска очень широкая. Собственно, это уже не река, а Саратовское водохранилище, почти море. Набережная не блещет архитектурными изысками, зато вполне благоустроена, отличное место для прогулок. На другую сторону Волги регулярно ходит паром.

В окрестностях города находится национальный парк «Хвалынский»: реликтовые сосны, меловые горы (обнажения мела на вершинах заставляют думать, что это снежные шапки), пещеры, курганы, редкие и лекарственные растения, целебные источники. Одно из самых удивительных явлений — черемшанские туманы, не сплошные, а возникающие островками, например, вокруг отдельного дерева. Они тоже считаются целительными.

Что привезти из Хвалынска

Невероятной популярностью в Саратовской области пользуются хвалынские яблоки: сочные, рыхлые, очень сладкие. Петров-Водкин так описывает их: «А наши яблоки — это не какая-нибудь антоновка тамбовская, ту хоть кирпичом колоти, хуже не будет, — наш фрукт нежный: анис, например, бархатный, ему уход да уход требуется, а ну-ка потряси их от садов да на пески, так потом на Щукином рынке браку не оберешься».
Кстати, книга Петрова-Водкина — тоже популярный сувенир. Их можно купить либо в картинной галерее его имени, либо в доме-музее, и стоят они рублей по двадцать.

ИСТОРИЯ

Хвалынск был основан в 1556 году как сторожевой пункт на Волге, на Сосновом острове. Эти земли Василий Шуйский отдал московскому Чудову монастырю. Хвалынский уроженец Кузьма Сергеевич Петров-Водкин в своей художественной автобиографии так описывал начало истории города: «Начало Хлыновску было положено рыбаками-монахами Троице-Сергиевой лавры на Сосновом острове, начинающемся верстах в десяти выше города и делящем Волгу на два рукава собственно Волгу и Воложку. Эта двенадцативерстная полоса заливных лугов была и есть одно из богатств Хлыновска. Монахи имели возможность обосноваться крепко для охраны своего осетрового и стерляжьего угодия, и под защиту их пушек и пищалей сюда стали стекаться остатки разгромленных стрельцов, гонимые за веру и скрывавшиеся от петровских строительских и военных наборов, и против Соснового острова на горном берегу начал оседать этот разнобойный, разнотипный люд — волгари-понизовцы, и под тем же названием Сосновки начался будущий Хлыновск».

Поскольку место было глухое, окруженное дремучими лесами, здесь оседали и «гонимые за веру» старообрядцы-поповцы, и всевозможные лихие люди. Осталось множество рассказов и легенд об окрестных разбойниках (и даже разбойницах), промышлявших на дорогах и имевших своеобразные базы отдыха в лесах.

При Петре I в будущем Хвалынске построили крепость для защиты от кочевников из Заволжья. В крепости служили стрельцы из Нижнего Новгорода, а позже — татары, присягнувшие царю. По преданию, Петр сам посетил Хвалынск, все еще носивший имя Сосновый Остров, во время Персидского похода в 1722 году. Примерно тогда, в начале XVIII века, родилось современное название города. Его происхождение точно не установлено: народная этимология возводит его к слову «хвалиться» (якобы жители Соснового Острова подарили Петру козла с вызолоченными рогами, за что были названы «хвальбунами из Хвалына»), другая версия соединяет Хвалынск с древним Хвалынским морем. Официально название появилось в 1780 году, когда указом Екатерины II было образовано Саратовское наместничество и закреплено его административное деление. Хвалынск стал уездным городом. Николай I утвердил генеральный план застройки постепенно растущего города.

Хвалынское старообрядчество не слабело со временем, а даже усилилось в середине XIX века, когда в город переселились зажиточные купцы-староверы с Иргиза после разгрома тамошнего центра «старой веры». Как писала газета «Церковный вестник»: «Хвалынск и Черемшан — это два священных места для раскольников нашего Поволжья. Это та же Палестина, тот же Иерусалим, куда стекаются старообрядцы на поклонение своим святыням и пред которыми местами они благоговеют до обожания их». Город стал центром традиционной иконописи византийского образца, что тоже было доходным промыслом. Старая вера, как правило, способствовала экономическому процветанию, и Хвалынск не был исключением. В конце XIX века здесь торговали не только мукой, яблоками, лесом, но и нефтепродуктами фирмы «братья Нобель». Купец Михайлов, потомок зафиксированных в исторических документах первопоселенцев Хвалынска, пытался осуществить проект по расширению русла Волги для спасения земель от регулярной засухи. Тогда ему это не удалось, но при советской власти это было сделано, причем водохранилище затопило старый остров Сосновый, с которого начинался город. По числу жителей Хвалынск уже в XIX веке обгонял Царицын (Волгоград). Под городом существовали два старообрядческих скита-монастыря — Черемшанский мужской и Введенский женский. После Указа о веротерпимости, вышедшего в 1905 году, в Хвалынске построили сразу три староверческих храма. Кроме того, в городе имелась богатая татарская община.

После революции Хвалынск медленно, но верно превращали в обычный периферийный город. Монастыри закрыли, храмы разрушили, единственную выжившую церковь в итоге передали РПЦ, староверческие склепы на кладбище были осквернены. Купцы пропали по понятной причине, их «модерновые» дома занимают муниципальные учреждения или банки. Трехсотлетняя традиция староверия прервалась. В последние годы ее пытаются возрождать — хотя бы историки и представители старообрядческой церкви.